- Об Администрации
- Деятельность
- Нормативно-справочная информация
- Комиссии
- Фото и видеоальбом
- 2021 Июль
- 2021 Август
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Октябрь
- 2022 Ноябрь
- 2022 Декабрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Август
- 2023 Сентябрь
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2023 Декабрь
- 2024 Январь
- 2024 Февраль
- 2024 Март
- 2024 Апрель
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Июль
- 2024 Август
- 2024 Сентябрь
- 2024 Октябрь
Терроризм: определения и идеологические основы.
Как и любое явление в современном обществе терроризм имеет множество определений, ни одно их которых не является полным и точным. Каждое из них содержит характерные особенности данного явления. Терроризм определяют следующим образом:
· как стратегию действий, основанную на принципах насилия, репрессий, физического уничтожения;
· устращиванье, устрашенье смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства (словарь Даля);
· политика и практики террора (словарь Ожегова);
· политика и практика террора, направленная как непосредственно на противника, так и, в большей степени, опосредованно, то есть путем террора над не участвующими в конфликте группами населения с целью вызвать их апелляцию к противнику, имеющую целью прекращение по отношению к ним террора ценой удовлетворения требований террористов;
· метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия (энциклопедия КММ);
· наиболее опасный способ политической дестабилизации общества;
· наиболее общественно-опасное из всех преступлений, описываемых уголовным законодательством;
· экзистенциальный протест против формально-юридических отношений, выражающийся в прямом действии против "сторонников системы", коренящийся в недрах традиционного общества;
· сознательное использование нелегитимного насилия со стороны группы людей или индивидуума, для достижения определенных целей, заведомо недостижимых легитимным путем.
Из всех определений можно сделать вывод, что основной и содержательной стороной терроризма выступает устрашение политических или иных противников, применение или угроза применения насилия. Именно запугивание, деморализация противостоящей стороны является центральной особенностью насильственного давления, называемого терроризмом.
Можно ли говорить об идеологии терроризма? Ответов на этот вопрос существует множество. Рассмотрим основные из них:
Существует мнение, что террористы используют идеологию лишь для оправдания уже совершенных террористических актов. Подтверждением этому служит то, что многих террористов не волнует идеология, они не имеют четкие и построенные планы и цели, одним словом действуют импульсивно, а не разумно. «Новое поколение террористов нередко состоит из молодежи, не задумывающейся об идейных мотивах своего поведения и примкнувшей к террористической деятельности из любопытства, по случайному увлечению» [1, 205].
Иногда идеология выступает лишь обрамлением террористических групп. В таком качестве идеи изменяются, забываются первоначальные цели. В данном случае идеология изменяется в зависимости от среды, в которой она существует.
Все-таки существуют террористические организации, деятельность которых основывается на мировоззренческом начале, не подверженных периодическому изменению. В большинстве своем именно эти организации интересуют исследователей идеологий терроризма.
В террористических группах обладающих идеологией наиболее сильные идеи - это идеи почвы и крови, поскольку они самые древние и волнующие. «Член ИРА, палестинец, франко-канадец, моллуканец или баск, корсиканский автономист или тирольский сепаратист могут понятно выразить свои мотивы», - писал Функе. [1, 208]. Можно сделать вывод, что самые идеологически обоснованные действия у националистических и сепаратистских террористических группировок, что делает их уничтожение гораздо более трудно выполнимой задачей.
Основой идеологических доктрин терроризма выступает экстремизм радикально-революционного и радикально-консервативного характера. К такому мнению пришло множество исследователей данной проблемы. Именно экстремизм, питая терроризм идейно и духовно, содействует его развитию. Однако неверно утверждать, что терроризм выступает социальной практикой экстремизма, у него имеется своя социальная практика. Отличие этой практики от террористической деятельности состоит в том, что террорист доводит до завершения свое дело, а экстремист останавливает на середине. «Там, где экстремист швыряет камни, террорист начинает кидать бомбы. Там, где экстремист блокирует улицы, железнодорожные линии, автострады и взлетно-посадочные полосы, террорист берет заложников. Там, где экстремист угрожает смертью, террорист сеет смерть» [1, 211]. Таким образом, экстремизм появляется из крайностей восприятия жизни общества, а терроризм происходит из крайностей экстремизма.
Имеется склонность смешивать терроризм с радикализмом. Необходимо провести четкую грань между этими понятиями. Радикализм можно определить как стремление к коренным и решительным мерам. «Радикал воплощает высокую степень интенсивности критики системы, однако, не приводит свои аргументы в виде выстрелов . не участвует практически в политической борьбе… Его отношение с народом пробивается через «стенки» книг», - М. Функе. [1, 213]. Таким образом, радикализм как социальная позиция не имеет ничего общего с терроризмом.
Подводя итог вышеизложенному, идеологию терроризма можно определить как совокупность крайне радикальных идейных установок, являющихся теоретическим обоснованием применения насилия различными способами, на нелегитимной основе для достижения политических целей террористических организаций.
Обращение к идеологии необходимо потому, что помогает раскрыть некоторые необъяснимые с иных позиций явления, например, такие бесчеловечные, как ликующе радостная реакция палестинских детей на террористические акты в США. Ведь не случайно в докладе Ермекбаев П.А. (начальника военно-научного центра Министерства обороны РК) «Меры по предотвращению терроризма и сотрудничество с международными организациями» он утверждает, первое, что необходимо сделать для предотвращения терроризма – пресечь распространение его идеологии.